Как устроена фондовая биржа
Фондовая биржа многим россиянам представляется чем-то сложным и непонятным. Но чем лучше становится с финансовой грамотностью у населения, тем больше брокерских счетов регистрируют на Московской и Санкт-Петербургской бирже. Россияне постепенно теряют веру в пенсию или другие социальные блага и возлагают надежды только на самих себя. Другие хотят накопить капитал для покупки жилья или открывают ИИС для получения налогового вычета. Какой бы ни была итоговая цель инвестора, совершать сделки с ценными бумагами он сможет только на бирже. Как же устроена фондовая биржа, и какие функции она выполняет, расскажет независимый аналитик сервиса подбора финансовых услуг Бробанк.ру.
- Что такое биржа
- Кто выпускает ценные бумаги
- Кто регулирует деятельность фондовых бирж
- Признаки фондовой биржи
- Какие функции выполняет фондовый рынок
- Типы фондовых бирж в РФ
- Самые крупные фондовые биржи в мире
- Участники фондовых бирж
- Какие инструменты используют участники
- Как оценить размер биржи
- Типы сделок
- Как торговать на бирже
- Какие риски при торговле на фондовом рынке
Что такое биржа
Фондовая биржа – это место, где происходят сделки по купле-продаже ценных бумаг и паевых инвестиционных фондов. На рынке проходят и другие операции, такие как выпуск активов и налогообложение. Все сделки проходят по установленным правилам, которых придерживаются все участники. Благодаря фондовой бирже на финансовые инструменты устанавливаются справедливые цены, так как они напрямую зависят от спроса и предложения со стороны участников торгов.
Все сделки, которые проходят на фондовом рынке фиксируются:
- Юридические лица, выходя на биржу, привлекают капитал частных лиц для развития компании.
- Физические лица вкладывают собственные деньги и становятся инвесторами. Каждый инвестор рассчитывает получить прибыль от проведения сделок, но получается это не всегда и не у всех.
За соблюдением правил проведения торгов следит биржа, которая выступает гарантом для всех остальных участников.
Кто выпускает ценные бумаги
Акции и облигации выпускают частные или государственные компании, для того чтобы расширить производство или нарастить инфраструктуру. Их называют эмитентами ценных бумаг.
Если инвестор покупает акции, он становится владельцем доли и может принимать участие в управлении компанией. Если берет в портфель облигации, таких прав у него нет. Инвестор только отдает в распоряжение компании свой капитал, а эмитент долговой бумаги обязуется его вернуть на определенных условиях.
- количество;
- номинал – стоимость ценной бумаги;
- срок действия.
После выпуска бумаги проходят регистрацию в специальном реестре. После этого акции или облигации можно купить на рынке.
- компания не платит проценты банку за пользование заемными деньгами;
- инвестор получает прибыль за вложение собственного капитала более высокую, чем если бы он поместил эту сумму на банковский вклад.
Облигации более рискованный тип вложения по сравнению с вкладом, так как инвестиции, в отличие от денег на банковских счетах, не застрахованы государством. Чтобы снизить риск можно выбрать долговые расписки, которые выпускает государства, муниципалитеты или крупные корпорации с государственным участием. Вероятность банкротства таких структур значительно меньше, чем компаний, которые никому неизвестны на рынке.
Кто регулирует деятельность фондовых бирж
- руководство фондовой биржи;
- главный регулятор страны в лице Центробанка;
- специальные комиссии;
- некоммерческие уполномоченные организации;
- специальные государственные организации.
Центробанки выдают лицензии фондовым биржам, а также собирают и публикуют важную информацию для всех участников рынка. Если регулятор выявляет нарушения – нелегальные сделки, манипулирование ценами, лицензию могут отозвать, организатора биржи оштрафовать, а ответственных лиц отстранить от занимаемых должностей.
По российскому законодательству деятельность бирж в стране контролирует Банк России. В США фондовый рынок регулирует специальная Комиссия по ценным бумагам SEC, которая может обращаться в суд и возбуждать уголовные дела в отношении участников биржи. У Банка России таких полномочий нет. Контролер фондового рынка в Великобритании – Управление по финансовому поведению FTA, в Японии – Комиссия по надзору за ценными бумагами и биржами SECS.
Процедуры и правила работы каждой биржи закреплены законодательно. В РФ для этого созданы два федеральных законах «О рынке ценных бумаг» и «Об организованных торгах».
Признаки фондовой биржи
- фиксированная торговая площадка;
- специализированный механизм отбора активов, которыми торгуют на рынке;
- выполнение процедур по времени и стандартам работы;
- централизованное оформление сделок;
- контроль уполномоченных органов над деятельностью всех участников рынка;
- официальные котировки всех активов, которые представлены и отобраны на рынке.
- Торговая система, которая отвечает за сбор предложений на покупку-продажу ценных бумаг.
- Расчетная палата для ведения учета операций всех участников рынка. Она контролирует списание положенных сумм со счетов контрагентов и проведение денежных переводов между сторонами.
- Депозитарий для контроля перехода ценных бумаг от одного участника рынка к другому. Оформляет права новых владельцев актива и расчетно-клиринговые сделки.
- Независимые регистраторы собирают данные о владельцах и эмитентах ценных бумаг и передают информацию потенциальным инвесторам. Ведут общий реестр инвесторов и оборот ценных бумаг эмитента. В отдельных случаях независимых регистраторов привлекают для контроля над крупными сделками или блокировки счетов физического или юридического лица при выявлении нарушений.
- Маркетмейкеры поддерживают в определенных пределах диапазон цены межу покупкой и продажей.
- функционал самой биржи;
- профессиональные участники;
- технические участники;
- информационные агентства и деловая пресса.
Без вовлечения хотя бы одного из этих уровней, деятельность фондового рынка невозможна.
Какие функции выполняет фондовый рынок
Фондовая биржа обеспечивает прозрачность информации о компании для потенциальных инвесторов. Для того чтобы акции или облигации были представлены на торгах эмитенты обязаны предоставить отчетность об основных экономических показателях. Для попадания в первый или второй эшелон листинга на Московской бирже, компания должна работать не меньше 3 лет, за которые она обязана отчитаться документально. Кроме этого, биржа проверяет соблюдение и других установленных правил.
- поддерживает справедливое ценообразование;
- выступает гарантом исполнения сделок посредством клирингового центра;
- включает и исключает активы в котировальные списки.
Кроме того фондовая биржа разрабатывает этические стандарты и кодекс поведения для всех участников торгов.
Типы фондовых бирж в РФ
- Тип товара: фондовая, товарная, валютная или криптовалютная.
- Форма организации: коммерческие, государственные или смешанные.
- Тип участия: открытые и закрытые.
- Тип сделок: товарные, опционные, фьючерсные и смешанные.
- Международный статус: есть выход на международный уровень или нет.
В России две площадки, где инвесторы проводят сделки, – Московская фондовая биржа и Санкт-Петербургская биржа.
- фондовый рынок;
- валютный – мировые валюты;
- срочный – опционы и фьючерсы;
- денежный – сделки РЕПО Центробанка и ВЭБ;
- товарный – драгметаллы и зерно;
- внебиржевой рынок – MOEX
Для начинающих инвесторов главная цель – выход на фондовый рынок Московской биржи для покупки акций, облигаций или паев инвестиционных фондов. Более сложные финансовые инструменты желательно осваивать постепенно или под руководством опытного управляющего.
Санкт-Петербургская биржа развита не так сильно, как Московская, но на ней можно купить активы иностранных компаний-эмитентов. Кроме того в СПБ проводят сделки с сырой нефтью, нефтепродуктами, лесом, газом, сельхозпродукцией и энергоносителями. Частные инвесторы могут проводить на Питерской бирже сделки с некоторыми зарубежными акциями, облигациями и депозитарными расписками без получения статуса квалифицированного инвестора.
Самые крупные фондовые биржи в мире
Крупнейшие фондовые рынки мира находятся в разных странах, но США лидируют по объему торгов. Самые известные биржи находятся также в Китае, ЕС, Великобритании, Японии и Индии.
- Нью-Йоркская фондовая биржа New York Stock Exchange (NYSE) – США
- National Association of Securities Dealers Automated Quotation (NASDAQ) – США.
- Гонконгская фондовая биржа – Гонконг.
- Шанхайская фондовая биржа – Китай.
- Японская биржевая группа Japan Exchange Group (JPX) – Япония.
- Euronext – Европейский союз.
- Шэньчжэньская фондовая биржа – Китай.
- Лондонская фондовая биржа London Stock Exchange (LSE) – Великобритания.
- Бомбейская фондовая биржа Bombay Stock Exchange (BSE) – Индия.
- Национальная фондовая биржа – Индия.
Ни Московская, ни Санкт-Петербургская биржи не входят в топ. Но для российских инвесторов на этот фондовый рынок попасть проще всего. Выйти на иностранные биржи россияне могут через некоторых брокеров, которые предлагают такую услугу. При этом для госслужащих установлены особые ограничения при работе с иностранными биржами и ценными бумагами, о которых надо знать, чтобы не было проблем с законом.
Участники фондовых бирж
Участники фондовой биржи делятся на профессиональных и частных.
- Эмитенты. Компании, которые выпускают и продают собственные ценные бумаги.
- Инвесторы. Частные лица или компании, которые покупают активы эмитентов.
- Профессиональные участники. Физические лица или компании, деятельность которых напрямую связана с биржей – брокеры, дилеры, банки, управляющие компании, квалифицированные инвесторы.
Профессиональные участники обязаны получить лицензию и соблюдать правила. Частным инвесторам лицензия не нужна, но выйти на рынок без посредничества профессионала они не могут.
Какие инструменты используют участники
- акции – обыкновенные и привилегированные;
- облигации – государственные, муниципальные, региональные, корпоративные, биржевые, иностранные, коммерческие;
- валюта;
- драгоценные металлы;
- депозитарные расписки;
- паи ПИФов – открытых, закрытых, интервальных, биржевых;
- паи ETF-фондов;
- фьючерсы;
- опционы.
Чем больше на биржу приходит эмитентов со схожими характеристиками, тем шире выбор у инвестора, поэтому у рынков с большой капитализацией всегда больше участников.
Как оценить размер биржи
Главный критерий оценки биржи – капитализация. Чтобы ее подсчитать, количество всех выпущенных активов умножают на их рыночную стоимость. Эта величина динамичная и напрямую зависит от биржевых котировок.
Второй критерий – оборот рынка. Он определяется как общая стоимость ценных бумаг, умноженная на количество бумаг, с которыми проходят сделки. Иногда его выражают процентом от уровня капитализации.
Типы сделок
- для долгосрочного хранения – купил и держи;
- для спекуляций – купля-продажа активов, на основе падения и роста цены актива.
- кассовые спотовые сделки с оплатой в минимальный срок;
- без покрытия;
- в кредит, также называются маржинальные или «с плечом»;
- арбитражные;
- срочные;
- с фиксированной ценой или твердые сделки;
- фьючерсные;
- с плавающей стоимостью;
- опционные;
- пролонгационные.
По типу исполнения сделки бывают с немедленным исполнением и с отложенным. Если частный инвестор проводит сделку на Московской бирже, режим исполнения «Т+2», означает, что фактически операция пройдет через 2 рабочих дня. Это удобно некоторым инвесторам, так как даже если на текущий момент на счете недостаточно средств, он может успеть их доложить до момента проведения сделки.
Как торговать на бирже
Для торговли на бирже частному инвестору нужен посредник – брокер или доверительный управляющий, который будет проводить сделки с активами от имени клиента. Если инвестор сам формирует свой портфель, он только отдает распоряжение брокеру, что купить или продать. Если выбрано сотрудничество с управляющей компанией, решения принимает она. И в первом, и во втором случае собственник ценных бумаг – частный инвестор.
При заключении договора с брокером или УК обязательно проверьте наличие у него лицензии Центробанка.
Все сделки между участниками фондового рынка фиксирует специальный регистратор. Это специальная компания, которая ведет реестр лицевых счетов с указанием персональных данных владельца актива. Реестр помогает проводить собрания акционеров и при начислении дивидендов. Регистратор работает на основании лицензии Банка России.
Все купленные бумаги инвестора хранятся в депозитарии. У каждого клиента открыт специальный депо-счет. Инвестор, благодаря деятельности депозитария, всегда знает, сколько и каких бумаг находится в его собственности. При проведении продажи депозитарий выступает гарантом, что именно этот клиент обладает правом и владеет активом на текущий момент.
Проверить законность регистратора и депозитария можно на сайте Банка России по специальной ссылке.
Какие риски при торговле на фондовом рынке
- Рыночный. Фондовая биржа зависима как от экономики, так и от политики. Любое событие в мире финансов, как внутри страны, так и на международном уровне, отражается на котировках.
- Банкротство брокера. В действительности эту ситуацию нельзя назвать тупиковой. Инвестор не потеряет свои ценные бумаги, так как они остаются в его собственности. Но на улаживание вопросов и перевод активов к другому брокеру уйдет время.
По законодательству у брокера нет прав на активы инвесторов. Но чтобы не столкнуться с банкротством брокера, тщательно отбирайте посредника для представления ваших интересов на фондовой бирже. Отдавайте предпочтение только опытным и известным компаниям.
Становиться инвестором можно только тогда, когда нет страха потерять капитал. При этом должны быть накопления на повседневные нужды и непредвиденные расходы. Сделки на фондовом рынке – это не казино и не лотерея. Для успешного инвестирования нужны знания и понимание процессов, в которых предстоит участвовать.
Нет ни одного инвестора, который бы всегда получал только прибыль. Об убытках или провальных сделках большинство участников фондового рынка предпочитают молчать. Кроме того бессмысленно рассчитывать на мгновенные миллионные прибыли с небольшим первоначальным капиталом.
Многие начинающие участники фондового рынка проводят убыточные сделки. Но если они проявляют настойчивость в обучении и умеют делать выводы из своих действий, то постепенно приобретают опыт и добиваются успеха. Если нет времени и желания погружаться в инвестиции, лучше передоверить капитал управляющей компании, выбрать стратегию и только следить за результатами.
Клавдия Трескова – эксперт в области финансовой грамотности и инвестиций. Образование высшее экономическое. Опыт работы в банке – более 15 лет. Регулярно повышает квалификацию и проходит курсы по финансам и инвестициям, что подтверждено сертификатами Банка России, Ассоциации Развития Финансовой Грамотности, Нетологии и других образовательных платформ. Сотрудничает со Сравни.ру, Тинькофф Инвестиции, ГПБ Инвестиции и другими финансовыми изданиями. treskova@brobank.ru
Помогите нам узнать насколько эта статья помогла вам. Если чего-то не хватает или информация не точная, пожалуйста, сообщите об этом ниже в комментариях или напишите нам на почту admin@brobank.ru.
Как устроен фондовый рынок: полный гид для начинающего инвестора
В 2021 году оборот инвестиций составил больше 1 квадриллиона рублей на российском фондовом рынке. Что это за рынок и каковы его особенности, кто и с кем проводит сделки, почему эти сделки безопасны — в статье.
Фондовый рынок — это место, на котором покупают и продают ценные бумаги: акции, облигации и паи биржевых фондов. Поэтому его еще называют рынком ценных бумаг.
Что такое фондовый рынок
По задачам он похож на любой другой рынок — сводит вместе покупателей и продавцов и обеспечивает им безопасную сделку по рыночной цене. Эта цена формируется в результате спроса и предложения. Если бумага подорожала, значит, спрос на нее превысил предложение участников торгов. Если подешевела, значит, желающих ее продать больше, чем желающих купить.
Для фондового рынка характерна чуткость — бумаги практически мгновенно реагируют на новости. Например, в начале апреля 2022 года стало известно, что Илон Маск стал крупнейшим акционером Twitter. После этой новости стоимость акций компании резко выросла.
4 марта акций Twitter выросли на 28% за торговый день. Источник данных: приложение Газпромбанк Инвестиции
Кто есть кто на фондовом рынке
Большая часть операции фондового рынка происходят на фондовой бирже. Именно на ней лежат функции организатора необходимой инфраструктуры для торгов: биржа разрабатывает правила и следит за безопасностью сделок.
В торгах с ценными бумагами участвуют покупатели, продавцы и профессиональные участники рынка.
Чтобы попасть на биржу, инвестору нужен посредник. Таким посредником выступает брокер, именно он передает бирже все поручения инвестора о покупке или продаже бумаги. Поэтому инвестор сначала выбирает брокера — проверяет наличие лицензии, финансовую информацию и изучает отзывы. Потом подписывает с брокером договор, открывает у него счет и пополняет его деньгами. Эти деньги будут списываться при покупке бумаг и удержании комиссии брокера.
Кроме передачи поручений на биржу, в некоторых случаях брокер рассчитывает и удерживает налог на прибыль с операций, обычно он составляет 13%. Подробнее о налогообложении на фондовом рынке — в статье Как платить налоги на доходы от инвестиций и экономить.
Как ведут себя инвесторы на рынке
Инвестор покупает и продает бумаги с помощью брокера в рабочие часы биржи. Обычно сделки происходят в приложении брокера за считаные минуты, но за видимой частью скрывается сложный и хорошо отлаженный процесс:
- Инвестор принимает решение о покупке или продаже через приложение брокера.
- Брокер передает заявку инвестора в электронную систему биржи.
- Система сверяет параметры сделки у покупателя и продавца.
- Делается клиринг: биржа все проверяет и оформляет сделку.
- Происходит сделка: покупатель забирает бумаги, а продавец — деньги.
- В депозитарии появляется запись о сделке, которая подтверждает право собственности инвестора.
Регистратор вносит бумагу и владельца в реестр, который чаще всего используется при заключении внебиржевых сделок. А для инвестора работает депозитарий, который хранит и учитывает активы по каждому клиенту. Сколько бумаг есть у инвестора, какие он проводил сделки — вся информация собрана в депозитарии.
Любая операция на бирже строго фиксируется, поэтому инвестор всегда знает, сколько у него бумаг и в каком количестве.
Компании-эмитенты проходят сложные проверки и процедуры, чтобы выпустить свои ценные бумаги на рынок. Этот процесс называется листингом, и биржа тщательно следит, чтобы эмитент и его бумаги соответствовали всем требованиям. Подробнее об этом процессе можно узнать из статьи Как биржа оценивает надежность ценных бумаг.
Самые популярные активы и их доходность
Активы отличаются друг от друга по своей сути, рискам и доходности.
Акции — ценные бумаги, подтверждающие долю инвестора в уставном капитале компании. Покупая акции, он становится владельцем небольшой части бизнеса. На акциях можно заработать, покупая дешевле, а продавая дороже; а еще некоторые эмитенты платят дивиденды. Подробно об этом активе — в статье Что такое акции и как они появляются. Акции считаются высокорисковым активом, но могут принести более высокую доходность, нежели облигации.
Облигации — это своего рода долговые расписки. Покупая облигацию, инвестор как бы дает свои деньги в долг эмитенту. Через установленный заранее срок эмитент возвращает долг, а до срока погашения выплачивает проценты по облигациям — купоны. Этот актив считается надежнее акций, может регулярно приносить фиксированную доходность. Что такое облигации и как рассчитать их доходность — в статье Как инвестировать в облигации.
Паи биржевых фондов — это ценная бумага, подтверждающая долю инвестора в праве собственности на имущество, составляющее паевый инвестиционный фонд. В состав фонда может входить различное имущество, в том числе готовые портфели, иногда состоящие из десятков ценных бумаг разных компаний. В этом случае инвестор получает возможность инвестировать сразу во все бумаги, входящие в состав фонда. О том, как работают фонды, — в статье Что такое инвестиционные фонды.
В каталоге сервиса Газпромбанк Инвестиции нужную бумагу можно найти по названию самой бумаги или эмитента, тикеру или ISIN — международному идентификационному коду. Источник данных: приложение Газпромбанк Инвестиции
Как считать доходность активов
Чтобы оценить эффективность своих вложений, инвестор оценивает доходность — сколько ему принес каждый вложенный рубль. Она рассчитывается по формуле:
Доходность инвестиций = 100% х (Стоимость бумаг в конце периода + Сумма полученных дивидендов или процентов – Стоимость бумаг в начале периода – Комиссии – Налоги) / Стоимость бумаг в начале периода
Допустим, инвестиции составили 100 000 рублей. Через год стоимость портфеля выросла до 110 000 рублей, а еще инвестор получил 5000 рублей дивидендов. Комиссия брокеру составила 500 рублей, а налоги на дивиденды и прибыль — 13%.
Сначала рассчитаем прибыль: (110 000 + 5000 – 100 000 – 500) х (100% — 13%) = 12 615 рублей. Доходность инвестиций составит: 100% х 12615 / 100 000 = 12,6%.
Инвестируя в ценные бумаги, важно помнить о рисках: доходность большинства инструментов может превышать проценты по депозитам, но никто ее не гарантирует. Кроме того, инвестиции на фондовом рынке не страхуются государством.
Кто следит за фондовым рынком: регулятор и законы
За всеми сделками на фондовом рынке наблюдает государственный регулятор. Он защищает интересы инвесторов и контролирует, чтобы участники торгов соблюдали правила — соответствовали всем требованиям законодательства, работали на основании лицензий и регулярно публиковали свою отчетность для инвесторов. Также регулятор расследует нарушения, штрафует и лишает лицензии недобросовестных участников рынка.
В России таким регулятором выступает Банк России, на его сайте можно найти все нормативные документы.
Основной закон фондового рынка — Федеральный закон № 39-ФЗ от 22.04.1996 «О рынке ценных бумаг». В нем описаны права, обязанности и требования к участникам рынка, ответственность за нарушения. Также здесь подробно расписаны правила выпуска и торговли ценными бумагами, принципы прозрачности и открытости деятельности эмитентов.
Функционирование фондового рынка регламентируется и другими законами:
- регулирует взаимоотношения между профессиональными участниками торгов и ответственность за достоверность данных компаний-эмитентов: отчетности, исках, судебных процессах. Еще закон рассказывает, что делать инвестору, если организация предоставила недостоверные данные. описывает правила лицензирования и проведения торгов. дает детальное описание этим терминам и описывает наказания за подобные действия.
Кроме перечисленных законов есть и другие законодательные акты. Все они направлены на то, чтобы рынок ценных бумаг работал по правилам, а инвестор был максимально защищен от мошенничества.
Как оценивают фондовый рынок
Фондовый рынок оценивают по динамике его индекса. У каждой биржи есть свой индекс, в России это индексы Московской биржи: МОЕХ и РТС. Индекс Мосбиржи формируется на основе 50 акций наиболее значимых компаний из разных секторов экономики. По состоянию на 25.02.2022 индекс включает в себя акции более 40 компаний. РТС по структуре повторяет индекс Мосбиржи, но номинирован в долларах США.
График индекса Московской биржи за пять лет. По нему можно оценить, в какие периоды российский фондовый рынок рос, а в какие падал. Источник данных: ru.tradingview.com
Подробнее о главных индексах в России в статьях — Индекс Мосбиржи: какие акции в него входят и для чего он нужен и Что такое индекс РТС и что он значит для инвестора.
Кратко
- На фондовом рынке инвестор может купить или продать ценные бумаги, а эмитент — выпустить их и привлечь инвестиции.
- Действия всех участников торгов регламентированы законодательством и контролируются биржей и регулятором.
- Преимущества инвестиций в фондовый рынок — низкий порог входа, простота совершения сделок и безопасность.
Данный справочный и аналитический материал подготовлен компанией ООО «Ньютон Инвестиции» исключительно в информационных целях. Оценки, прогнозы в отношении финансовых инструментов, изменении их стоимости являются выражением мнения, сформированного в результате аналитических исследований сотрудников ООО «Ньютон Инвестиции», не являются и не могут толковаться в качестве гарантий или обещаний получения дохода от инвестирования в упомянутые финансовые инструменты. Не является рекламой ценных бумаг. Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией и предложением финансовых инструментов. Несмотря на всю тщательность подготовки информационных материалов, ООО «Ньютон Инвестиции» не гарантирует и не несет ответственности за их точность, полноту и достоверность.
Читайте также
- Регистрация
- Вход
- Блог
- Справка
- Соглашение
- О компании
- Раскрытие информации
- Контактная информация
- Продукты партнёров
- Получателям финансовых услуг
- Информация депозитария
- Карта сайта
- Подписка «Огонь»
- Демосчет
- Безопасность
- Куда вложить
Общество с ограниченной ответственностью «Ньютон Инвестиции» осуществляет деятельность на основании лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности №045-14007-100000, выданной Банком России 25.01.2017, а также лицензии на осуществление дилерской деятельности №045-14084-010000, лицензии на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами №045-14085-001000 и лицензии на осуществление депозитарной деятельности №045-14086-000100, выданных Банком России 08.04.2020. ООО «Ньютон Инвестиции» не гарантирует доход, на который рассчитывает инвестор, при условии использования предоставленной информации для принятия инвестиционных решений. Представленная информация не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Во всех случаях решение о выборе финансового инструмента либо совершении операции принимается инвестором самостоятельно. ООО «Ньютон Инвестиции» не несёт ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в представленной информации.
С целью оптимизации работы нашего веб-сайта и его постоянного обновления ООО «Ньютон Инвестиции» используют Cookies (куки-файлы), а также сервис Яндекс.Метрика для статистического анализа данных о посещениях настоящего веб-сайта. Продолжая использовать наш веб-сайт, вы соглашаетесь на использование куки-файлов, указанного сервиса и на обработку своих персональных данных в соответствии с «Политикой конфиденциальности» в отношении обработки персональных данных на сайте, а также с реализуемыми ООО «Ньютон Инвестиции» требованиями к защите персональных данных обрабатываемых на нашем сайте. Куки-файлы — это небольшие файлы, которые сохраняются на жестком диске вашего устройства. Они облегчают навигацию и делают посещение сайта более удобным. Если вы не хотите использовать куки-файлы, измените настройки браузера.
Условия обслуживания могут быть изменены брокером в одностороннем порядке в любое время в соответствии с условиями регламента брокерского обслуживания. Клиент обязан самостоятельно обращаться на сайт брокера за сведениями об изменениях, произведенных в регламенте брокерского обслуживания и несет все риски в полном объеме, связанные с неполучением или несвоевременным получением сведений в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения указанной обязанности.
Государственное регулирование рынка ценных бумаг — что это?
Рад приветствовать всех заглянувших! Рынок ценных бумаг используется в экономике для привлечения нового капитала, перевода реальных активов в финансовые. Он позволяет вкладывать средства на краткосрочную или долгосрочную перспективу, формирует справедливые цены на предлагаемые инструменты.
Однако, как показал кризис в США 1929 г., бесконтрольность фондовой биржи может привести к очень тяжелым экономическим последствиям, поэтому потребовалось государственное регулирование рынка ценных бумаг.
Кто регулирует рынок ценных бумаг?
После Великой депрессии 1929–1933 гг. в Соединенных Штатах был принят ряд законов по биржевому регулированию, начала работу Комиссия по ценным бумагам США (SEC). Эти нововведения послужили отправной точкой для создания подобных государственных структур в других странах мира.
Со свойственными ей особенностями повторила этот путь и Россия. В 1993 г. была создана Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам при президенте РФ. С тех пор регулятор 4 раза реорганизовывался, упразднялся, ликвидировался. Сегодня эта функция возложена на Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Правда, помимо него, регуляторов тоже хватает.
Как происходит госрегулирование РЦБ в России?
Структура государственных органов, так или иначе контролирующих отечественный РЦБ:
- Главное правовое управление и Контрольное управление при президенте РФ. Участвуют в подготовке законопроектов, курируют рынок на предмет исполнения указов и распоряжений президента.
- Правительство РФ. Участвует в подготовке нормативных актов, осуществляет общее регулирование через органы исполнительной власти.
- Банк России. Непосредственно регулирует РЦБ как государственный орган исполнительной власти.
- Министерство финансов. Участвует в законодательной работе, координирует правила совершения операций на рынке, выступает эмитентом от имени государства.
- Министерство государственного имущества РФ. Выступает от имени государства, регулирует оборот ценных бумаг фонда федерального имущества. Контролирует преобразование госпредприятий в АО.
- Министерство по антимонопольной политике.
- Министерство экономического развития и торговли.
Кроме того, государство имеет право передать часть своих полномочий профессиональным участникам РЦБ. Это называется «саморегулирование рынка».
Тенденции развития государственного регулирования рынка ценных бумаг
Государство напрямую заинтересовано в развитии национальных производителей, повышении собственной экономики. Доверие к рынку ценных бумаг напрямую зависит от его уровня организованности. Инвестор должен быть уверен, что его деньги не пропадут в результате мошеннических действий.
Анализируя правовое регулирование со стороны государственных органов, можно увидеть усиленное внимание к следующим направлениям:
- Совершенствование законодательной базы, в том числе для контроля относительно новых рыночных инструментов (ПИФы, фьючерсы, опционы и т.д).
- Развитие компьютеризации рынка ценных бумаг.
- Введение новых систем торговли.
- Разработка систем взаимодействия с другими рынками капиталов, путем их взаимопроникновения.
Заключение
Несмотря на несовершенное законодательство, российский рынок ценных бумаг развивается, становясь все более привлекательным для отечественных и зарубежных инвесторов. Если нас не будут периодически сотрясать политические и финансовые катаклизмы, то, вполне вероятно, отечественный РЦБ станет одним из ведущих в мире. А почему бы и нет?
Надеюсь, что эта статья была полезна для вас. Подписывайтесь на наши новости, делитесь ими с друзьями в социальных сетях. Всего вам доброго.
Государственное регулирование рынка ценных бумаг — что это?
Даже у фанатичных приверженцев свободной экономики сложился четкий ответ на этот вопрос: нужно! И необходимо! Многие обожглись на финансовых пирамидах и МММ.
Ряд откровенно грабительских для населения IPO (например «Роснефти» и ВТБ) заставил даже самых смелых усомниться в честности и прозрачности торгов. И кто сказал, что государство не должно принимать участие в управлении «невидимой рукой рынка»?
Наоборот, государственное регулирование рынка ценных бумаг (РЦБ) – один из главных шагов к развитию здоровой экономики! Отсутствие мошеннических схем, инсайдерских манипуляций с ценными бумагами, единое правовое поле для всех, понятные и прозрачные правила игры – это далеко не полный перечень условий, необходимых для формирования в России правильной культуры инвестирования.
Кто регулирует рынок ценных бумаг
В список регуляторов РЦБ входят:
- президент и правительство РФ;
- Государственная дума;
- Банк России;
- Министерство финансов;
- Федеральная антимонопольная служба, а также агентство по управлению государственным имуществом.
Как происходит государственное регулирование РЦБ в России
Регулирование может быть прямым и косвенным. Прямое осуществляется с помощью нормативно-правовых актов. Именно они устанавливают единые требования, лицензируют и регламентируют действия всех участников рынка, контролируют соблюдение всех правил и норм. Этот вид включает в себя ведение различных реестров как самих участников, так и всех финансовых активов.
Косвенное воздействие на рынок ценных бумаг включает:
- изменение процентных ставок, системы налогообложения;
- различные принципы формирования бюджета (либо иных фондов);
- управление пакетами акций, принадлежащих государственным структурам.
Тенденции развития регулирования РЦБ
Российский биржевой рынок еще относительно молод. Многие правила и нормы только предстоит выработать. В частности, пока нет контроля над ценными бумагами третьего эшелона, некоторые правовые акты изложены двояко. Не выработана единая концепция при обнаружении инсайдерских манипуляций.
Основная тенденция регулирования РЦБ должна быть одна – вернуть доверие рядового инвестора. Стоит разработать комплекс мер по защите мелких игроков, ограждая их от произвола крупных компаний. Следует ужесточить отбор компаний, чтобы сквозь сито на торги не проходили откровенные пустышки.
Заключение
Государственное регулирование – процесс сложный, тернистый путь проб и ошибок. Но только он может привести рынок акций, облигаций и иных ценных бумаг к максимальной капитализации, вернуть доверие рядовых инвесторов, а также убедить крупные международные фонды и корпорации в прозрачности и открытости.
Только так можно создать один из крупнейших мировых финансовых центров, стимулировать развитие экономики и поднять ВВП страны.
Государственное регулирование рынка ценных бумаг
Рынок ценных бумаг представляет собой организационно-правовую систему взаимодействия между эмитентами, инвесторами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг по поводу выпуска, размещения и погашения ценных бумаг.
Государственное регулирование российского рынка ценных бумаг складывается на основе принципов, которые отражают как политические, так и экономические условия в нашей стране.
Под государственным регулированием следует понимать регулирование со стороны органов государственной власти. Выделяют два вида государственного регулирования: прямое и косвенное.
Прямое регулирование представляет собой способ регулирования, основанный на праве и юридических нормах. Такое регулирование осуществляется путем:
- установления требований, подлежащих обязательному исполнению всеми участниками рынка ценных бумаг. Стоит заметить, что такие требования осуществляются с помощью нормативно-законодательной деятельности;
- обязательного ведения реестров не только участников рынка, но и непосредственно самих ценных бумаг;
- лицензирования профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг;
- осуществление контроля за соблюдением правил и норм, установленных законодательством, а также применение мер воздействия на тех участников рынка ценных бумаг, которые отклоняются от соблюдения указанных правил и норм.
Косвенное регулирование организовано в результате использования экономических средств рынка ценных бумаг и включает в себя следующие элементы:
- систему налогообложения;
- денежную политику;
- формирование государственного бюджета и различных фондов;
- управление различными пакетами акций, находящимися в собственности государства.
Объектами государственного регулирования являются участники рынка ценных бумаг, инструменты рынка, а также различные действия, которые с ними осуществляются.
Регулирование отношений на рынке ценных бумаг осуществляют законодательные и исполнительные органы государственной власти.
К числу основных государственных органов, занимающихся регулированием РЦБ относятся: Президент Российской Федерации; Государственная Дума; Правительство Российской Федерации; Банк России; Министерство финансов Российской Федерации; Федеральная антимонопольная служба; Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Регулирование российского фондового рынка осуществляется путем издания нормативных правовых актов, регулирующих деятельность профессиональных участников рынка.
Среди основных задач государства, касающихся регулирования фондового рынка, многие ученые выделяют стратегическую задачу. Ее суть состоит в совершенствовании рынка ценных бумаг, его инфраструктуры и инструментов. Итогом выполнения этой задачи служит достижение высоких результатов рыночной капитализации.
Задачей государства в правоприменительной сфере является создание и поддержание такого правопорядка, который позволяет исключить использование различных мошеннических схем, препятствует использованию инсайдерской информации для манипуляции финансовыми рынками, обеспечивает защиту граждан и профессиональных участников финансового рынка ценных бумаг от колебаний, финансовой нестабильности.
Основными целями государственного регулирования являются:
- формирование достаточной нормативной базы, которая способна обеспечить действенное функционирование рынка ценных бумаг;
- обеспечение условий для более совершенной деятельности институтов рынка ценных бумаг;
- разработка правил поведения для участников рынка ценных бумаг;
- защита прав и законных интересов профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Государственное регулирование рынка ценных бумаг
Рынок ценных бумаг регулируется органами, упорядочивающими деятельность всех участников торговли; эмитентов, инвесторов, профессиональных фондовых посредников, организаций инфраструктуры рынка.
Регулирование осуществляется с целью выполнения требований законов и других нормативных актов, определяющих права и обязанности основных профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Регулирование участников рынка ценных бумаг может быть:
- внешним (регулирование основывается на законах и нормативных актах страны);
- внутренним (на принятых непосредственно участниками рынка собственных нормативных документах — уставах, правилах, положениях, должностных инструкциях).
Основные правила по регулирования отражены в Федеральном законе “О рынке ценных бумаг”. Закон в первую очередь регламентирует виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
Государственными органами, регулирующими рынок ценных бумаг, являются: Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовым рынкам при Правительстве РФ; Министерство финансов; Федеральное казначейство; государственный комитет по управлению государственным имуществом; Центральный банк РФ; Российский фонд имущества; Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.
В соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» в задачи органов государственного регулирования входят: установление обязательных требований к профессиональным участникам рынка ценных бумаг; регистрация выпусков эмиссионных ценных бумаг и контроль за соблюдением правил, предусмотренных в них; лицензирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг; запрещение занятий предпринимательской деятельностью на рынке ценных бумаг без соответствующих лицензий; защита прав владельцев ценных бумаг и контроль за соблюдением их эмитентами и профессиональными участниками рынка.
Раздел о регулировании рынка ценных бумаг является одним из наиболее важных разделов Федерального закона «О рынке ценных бумаг».
В нем установлено, что государственное регулирование осуществляется путем установления обязательных требований к деятельности эмитентов и профессиональных участников рынка, регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов эмиссии и контроля за соблюдением законодательства при проведении эмиссии, лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, создания системы защиты прав владельцев ценных бумаг, а также запрещения и пресечения незаконной (в частности безлицензионной) деятельности.
Основные полномочия по государственному регулированию рынка ценных бумаг законом закреплены за Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России). ФКЦБ России вправе передавать полномочия по осуществлению указанных функций тем или иным органам на основании Генеральной лицензии. В законе установлено, что полномочия ФКЦБ России не распространяются на процедуру эмиссии долговых обязательств Правительства РФ и ценных бумаг субъектов Федерации. Наряду с государственным регулированием рынка ценных бумаг закон предполагает развитие саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг. Они могут разрабатывать стандарты деятельности для своих членов (более строгие, чем стандарты государственных органов), контролировать выполнение их членами организации.
Регулирование рынка ценных бумаг — это объединение в систему определенных методов и приемов, позволяющих упорядочить совершение сделок, подчинить их установленным требованиям и правилам. Это механизм поддержания равновесия взаимных интересов всех участников рынка, следующих определенным правилам игры.
На первичном рынке ценных бумаг государственное регулирование сосредоточено на поддержании единого порядка выпуска (эмиссии) в обращение ценных бумаг посредством регистрации.
На вторичном рынке контроль за обращением осуществляется посредством лицензирования профессиональных участников рынка (выдача квалификационных аттестатов, дающий право на совершение сделок с ценными бумагами) и инвестиционных институтов, а также через механизм налогообложений операций (сделок) с ценными бумагами.
Методы регулирования рынка ценных бумаг следующие: нормативно — правовое регулирование; регистрация выпусков, проспектов эмиссии; лицензирование субъектов рынка; аттестация специалистов инвестиционных институтов; страхование инвесторов; аудиторский и рейтинговый контроль за финансовым состоянием эмитентов; постоянное информирование инвесторов; надзор за проведением фондовых операций и инспектирований; регистрация и надзор за деятельностью участников рынка ценных бумаг; контроль за соблюдением действующего законодательства; консультирование.
Президент РФ осуществляет общее руководство развитием фондового рынка. Совет Федерации ратифицирует законодательные акты по вопросам развития рынка ценных бумаг. Государственная Дума разрабатывает законодательные акты по вопросам развития фондового рынка.
Правительство РФ определяет общие направления, утверждает концепцию развития рынка ценных бумаг.
Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг при Правительстве РФ (ФКЦБ России) разрабатывает концепцию развития фондового рынка, нормативно-правовые акты, осуществляет контроль, аттестацию и лицензирование профессиональных участников рынка.
Министерство финансов РФ осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и общий контроль за развитием фондового рынка.
Министерство по управлению государственным имуществом (Мингосимущество России) осуществляет управление пакетами ценных бумаг, находящихся в собственности государства, в том числе золотыми акциями, дающими право вето на определенные решения акционерного общества.
Российский федеральный фонд имущества (РФФИ) реализует пакеты ценных бумаг, проводя аукционы, инвестиционные и коммерческие конкурсы. Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательских структур контролирует соблюдение антимонопольного законодательства на федеральном и региональных рынках ценных бумаг. Центральный банк РФ регулирует деятельность коммерческих банков, размещает на рынке государственные ценные бумаги. Федеральные комитеты, министерства и управления осуществляют руководство фондовыми операциями организаций, находящихся в их подчинении. Федеральное казначейство размещает на рынке казначейские обязательства.
Рынок ценных бумаг существенно влияет на финансовую безопасность страны.
Он играет активную роль как важная составная часть финансового рынка, оперируя большим объемом фондового капитала, аккумулируя значительные реальные инвестиции.
Безопасность рынка ценных бумаг означает его защищенность от финансовых кризисов и катастроф зависит от эффективности государственного регулирования рынка, его информационной открытости и «прозрачности».
Научная электронная библиотека Монографии, изданные в издательстве Российской Академии Естествознания
Под регулированием рынка ценных бумаг понимают упорядочение деятельности на нем всех участников и сделок между ними со стороны уполномоченных организаций.
Внутреннее регулирование — это подчиненность участников рынка ценных бумаг (эмитентов, инвесторов, профессионалов) собственным нормативным документом, т.е. уставу, правилам и стандартам осуществления деятельности.
Внешнее регулирование — это подчиненность деятельности данной организации нормативным актом государства, других организаций, международным соглашением.
Различают также следующие виды регулирования:
- государственное регулирование;
- общественное регулирование;
- рыночный надзор;
- саморегулирование.
Нормальное функционирование рынка ценных бумаг наряду с информационной, депозитарно-клиринговой и регистраторской инфраструктурой обеспечивает также регулятивная инфраструктура. Она включает в себя следующие подсистемы:
- регулятивные органы, т.е. органы государственного регулирования и саморегулируемые организации;
- регулятивные (законодательные, регистрирующие, лицензионные, контрольные и т.д.) функции и действия;
- правовое обеспечение, т.е. законодательная и нормативная базадеятельности фондового рынка;
- этика рынка ценных бумаг.
Роль государства в регулировании рынка ценных бумаг сводится к следующим функциям:
- Идеологическая и законодательная функции (концепция развитиярынка, программа ее реализации, управление программой, законодательные и нормативные акты для запуска и развития рынка, установление требований к участникам, операционных и учетных стандартов).
- Стимулирующая функция (создание эффективного механизмаперераспределения денежных ресурсов в наиболее важные и значимыесекторы экономики).
- Административная функция (прямое административное регулирование рынка, применение санкций).
- Контрольная и надзорная функции (контроль за экономическойбезопасностью рынка, регистрация и контроль за входом на рынок,регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контрольза соблюдением правовых и этических норм).
- Арбитражная функция (разрешение споров между участникамирынка через систему судебных органов).
Таким образом, являясь одним из основных регуляторов фондового рынка, государство способствует выполнению таких задач, как:
- создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаги обеспечение ее открытости для инвесторов;
- формирование системы защиты инвесторов от потерь (в том числе государственные или смешанные схемы страхования инвестиций);
- предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, фискального, налогового);
- предупреждение чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг, отвлекающего часть денежного предложения инвестиционных ресурсов на покрытие непроизводительных расходов государства.
Кроме регулятора, государство выступает также в качестве участники рынка ценных бумаг, т.е.:
- является эмитентом облигаций федеральных, субфедеральных имуниципальных займов в лице органов федеральной, субфедеральноймуниципальной власти;
- является инвестором на рынке фондовых инструментов как владелец закрепленных в федеральной и муниципальной собственности Пакетов акций приватизированных предприятий;
- выполняет функции профессионального участника в лице Центрального банка РФ, являющегося посредником в размещении государственных ценных бумаг и в лице Российского фонда федерального имущества, организующего аукционы по продажам акций приватизированных предприятий.
Существуют следующие модели регулирования государством рынка ценных бумаг:
Первый вариант — регулирование фондового рынка преимущественно сосредотачивается в государственных органах, лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил передается государством так называемым саморегулируемым организациям (объединениям профессиональных участников рынка ценных бумаг). Пример — Франция.
Второй вариант — максимально возможный объем полномочий передается саморегулируемым организациям, значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а переговорный процесс, индивидуальные согласования с участниками рынка, при этом государство сохраняет за собой основные контрольные, функции и возможность в любой момент вмешаться в процесс саморегулирования. Пример — Великобритания.
Фондовый рынок России имеет сложную и противоречивую структуру государственных органов, регулирующих этот рынок.
Это объясняется масштабной приватизацией, в ходе которой значительная часть государственных предприятий становятся акционерными обществами, создаются инвестиционные фонды, осуществляется первичное размещение огромного количества акций приватизированных предприятий, что, в свою очередь, вызывает активное вмешательство в регулирование рынка ценных бумаг Госкомимущества, а также смешанной (банковской и небанковской) моделью фондового рынка, в результате чего регулирующими рынок инстанциями выступают одновременно и Центральный банк, и небанковские государственные органы.
- К органам государственного регулирования рынка ценных бумаг относятся:
- Высшие органы власти — Государственная Дума, Президент, Правительство;
- Государственные органы министерского уровня — Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, Государственный комитет по антимонопольной политике, Государственный страховой надзор.
- ФКЦБ имеет следующие основные полномочия:
Идеология и координация
- разрабатывает основные направления развития фондового рынка;
- координирует деятельность других государственных органов нарынке ценных бумаг.
- устанавливает правила и стандарты работы на рынке ценных бумаг, требования к его участникам, включая технические функции:учет, отчетность, регистраторская, депозитарная и расчетно-клиринговая деятельность.
Лицензирование, аттестация и регистрация
- лицензирует все виды деятельности на рынке ценных бумаг испециализированные организации на нем;
- регистрирует ценные бумага нерезидентов и иностранных государств.
Контроль и надзор
- контролирует деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, создаваемых ими организаций, а также эмитентов;по вопросам выпуска ценных бумаг;
- направляет им обязательные предписания.
- обеспечивает публичное раскрытие информации о российском рынкеценных бумаг (его участниках, эмитентах, ценных бумагах и т.д.).
Образование и исследования
- устанавливает квалификационные требования для лиц, ведущихпрофессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;
- содействует развитию образования и организует исследованияв этой области.
Министерство финансов на рынке ценных бумаг является государ-11мшным органом регулирования этого рынка, а также выполняет все функции эмитента по выпуску государственных — на федеральном уровне ценных бумаг.
В качестве последнего Минфин РФ разрабатывает не и п и условия выпуска ценных бумаг, заключает договора на их пер-иичпое размещение, оказывает организационно-техническое воздействие и со дании первичного и ликвидного вторичного рынков государственных долговых обязательств, создает систему льгот, обеспечивающих спрос 1м них, определяет цены вторичного размещения и т.п.
Центральный банк России также является государственным органом регулирования фондового рынка, с одной стороны, а с другой — профессиональным участником, активно ведущим операции с ценными бумагами.
В соответствии с Законом «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности», а также нормативными актами Банка России, им выполняются определенные функции по регулированию рынка ценных бумаг, а именно: установление для банков правил совершения операций на рынке ценных бумаг, учета и отчетности по сделкам с фондовыми инструментами, лицензирование, ргулирование и контроль операций банков с ценными бумагами (в настоящее время такие операции признаны банковскими и включены в общебанковскую лицензию, поэтому получение специальной лицензии не требуется), регистрация выпусков ценных бумаг банков, регулирование совместно с Минфином РФ выпуска и обращения государственных ценных бумаг, ведение реестра ценных бумаг банков, регистрация и ведение реестра акционерных обществ-банков, подготовка специалистов по ценным бумагам через систему банковского образования.
Кроме этого, в соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» Банк России регулирует обращение ценных бумаг, валютных ценностей как части банковских, так и небанковских операций. Значительная часть вышеперечисленных регулирующих функций передана Центральным банком РФ своим территориальным управлениям.
Такие важнейшие функции и задачи государственного регулирования фондового рынка, как: создание единой нормативно-правовой базы, способов и параметров регулирования рынка; обеспечение защиты прав участников рынка от недобросовестности, мошенничества; обеспечение открытости информации; отказ от привилегий для отдельных участников рынка, — осуществляются путем прямого вмешательства в функционирование рынка ценных бумаг.
Меры косвенного воздействия государства на фондовый рынок осуществляются через систему налогообложения, денежную политику, государственные капиталы и государственную собственность и ресурсы.
Под общественным регулированием понимают воздействие общества на участников рынка ценных бумаг посредством механизма общественного мнения. Причиной некоторых регулирующих действий со сторон м государства или саморегулируемых организаций нередко является именно общественный резонанс.
Рыночное регулирование — настройка процесса движения фондового капитала под влиянием действия закона стоимости и цен.
Рыночное регулирование тесно связано с рыночным надзором, основным смыслом организации которого является поддержание справедливого и эффективного рынка ценных бумаг, соблюдение этики фондового рынка.
Этика фондового рынка как элемент регулятивной инфраструктуры рынка ценных бумаг представляет собой правила добросовестной профессиональной деятельности, основанные на общечеловеческих моральных и нравственных нормах, понимании значимости общественных интересов и необходимости признания и соблюдения в практической деятельности правопорядка всеми профессиональными участниками рынка. С этой целью к организаторам торговли предъявляются требования по разработке мер для предотвращения манипулирования ценами и использования инсайдерской информации.
Под манипулированием ценами понимают действия участников торгов, направленные на создание ложных ценовых ориентиров с целью ввести в заблуждение участников фондового рынка, что в конечном итоге приводит к дестабилизации рынка ценных бумаг.
Манипулирование ценами предполагает:
- осуществление фиктивных сделок с ценными бумагами, т.е. одновременных покупок и продаж ценных бумаг для создания видимойактивности на рынке;
- сделки по договоренности, т.е. совершение двумя контрагентамисделки по заранее оговоренной цене с целью изменить ситуацию нарынке в свою пользу;
- сделки корнеров, совершаемые группой торговцев, сконцентрировавших в своих руках большое количество ценных бумаг данноговида, позволяя им диктовать свои цены;
- тайный сговор профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- использование «утечки информации» о ценных бумагах;
- пулы, т.е. манипулирование ценами на коллективной основе;
- вовлечение других участников торгов в процесс покупки цен бумаг по более высоким ценам путем демонстрации фиктивной тенденции роста курсовой стоимости;
- «отмывание» денег путем заключения договорных сделок купли-продажи ценных бумаг без фактического изменения собственника;
- игнорирование интересов и обман клиентов при совершении сделок;
- продажа/покупка ценных бумаг представителями высшего руководства эмитента до опубликования официальной информации эмитента;
- изменение цен закрытия в свою пользу.
Инсайдерской информацией является информация, недоступная широкой публике. Использование привилегированной информации преследует целью незаконное получение прибыли участниками инсайдерских сделок.
К основополагающим принципам ведения бизнеса на фондовом рынке относятся:
- честность и справедливость;
- надлежащее исполнение профессиональной деятельности;
- обеспечение высокой квалификации персонала организаций -профессиональных участников;
- получение информации о клиентах;
- предоставление информации клиентам;
- регулирование конфликта интересов, под которым следует понимать отсутствие независимости профессионального участника рынкак результате объективных и субъективных обстоятельств (например,финансовое участие профессионального участника в делах клиента).
Поддержание стабильности рынка с помощью рыночного надзора состоит в следующем:
- идентификация манипулирования рынком, использования инсайдерской информации и нарушений правил торговли;
- обоснование манипулирования рынком;
- информирование регулирующих органов с целью расследованиясостоявшихся нарушений, а также в профилактических целях;
- контроль за соблюдением правил добросовестной профессиональной деятельности на фондовом рынке, добросовестной работы с клиентами, ведения внутреннего учета профессиональных участников рынка;
- контроль за соблюдением норм раскрытия информации всемиучастниками рынка, добросовестной деятельности в рекламе на финансовых рынках.
Саморегулирование рынка ценных бумаг осуществляют саморегулируемые организации.
Саморегулирование представляет собой систему санкций со стороны саморегулируемых организаций к нарушениям нормативных требований и стандартов. Саморегулирование является частью системы многоуровневого контроля за деятельностью на фондовом рынке.
Саморегулируемые организации являются добровольным объединением профессиональных участников фондового рынка, действующим на основе федеральных законов на принципах некоммерческой организации.
Основными признаками саморегулируемой организации являются:
- добровольное объединение;
- членство — профессиональные участники рынка ценных бумаг;
- функции — саморегулирование, установление формальных правил ведения бизнеса;
- отношения с государством — государство передает организации часть своих функций.
Цели саморегулируемых организаций:
- обеспечение условий профессиональной деятельности;
- защита интересов владельцев ценных бумаг и других членов организации;
- установление правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами и контроль за их соблюдением;
- разработка программ подготовки профессионалов рынка ценных бумаг.
Организация, созданная профессиональными участниками рынка ценных бумаг, приобретает статус саморегулируемой на основе разрешения, выданного Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. Саморегулируемая организация регулярно представляет в ФКЦБ отчеты о своей деятельности и другую необходимую информацию.
В России к саморегулируемым организациям относятся Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР- контролирует осуществление участниками брокерской и дилерской деятельности) и профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД- участвует в лицензировании регистраторов и контроле за их деятельностью).
Период становления российского рынка ценных бумаг продемонстрировал его зависимость от экономической нестабильности, уязвимость со стороны недобросовестных и неквалифицированных участников, обнажил и другие недостатки.
Именно это подчеркивает необходимость организации системы, обеспечивающей взаимодействие государственных регистрирующих, надзорных, правоохранительных органов и регуляторов рынка.
Государственное регулирование рынка ценных бумаг в России
Как известно, рынок ценных бумаг (фондовый рынок) является частью финансового рынка. Его цель аккумулировать финансовые ресурсы и обеспечить возможность их перераспределения путем совершения различными участниками рынка разнообразных операций с ценными бумагами, т.е. осуществлять посредничество в движении временно свободных денежных средств от инвесторов к эмитентам ценных бумаг.
Ценные бумаги играют значительную роль в платежном обороте государства, в мобилизации инвестиций. Совокупность ценных бумаг в обращении составляет основу фондового рынка, который является регулирующим элементом экономики. Он способствует перемещению капитала от инвесторов, имеющих свободные денежные ресурсы, к эмитентам ценных бумаг.
С учетом того, что в течение последних десятилетий нарастает тенденция замещения многих форм финансовых ресурсов, таких, как банковский кредит и другие, выпуском ценных бумаг, фондовый рынок становится важнейшим сегментом финансового рынка.
Данный процесс называется секьюритизацией. Он проявляется в том, что в мировом масштабе преобладающая доля финансовых активов существует в виде ценных бумаг. К концу XX в.
величина ресурсов в виде наличных денег и средств на текущих и срочных счетах в банках равнялась почти 20 трлн. дол., размер мирового ВВП достигал примерно 30 трлн. дол., а объем мировых рынков ценных бумаг составлял около 72 трлн. дол.
- Подобная ситуация объясняется тем, что рынок ценных бумаг предоставляет экономическим субъектам широкий набор инструментов для привлечения денежных ресурсов или их выгодного размещения на самых разных условиях, что позволяет учитывать все многообразие интересов и возможностей эмитентов, инвесторов и посредников.
Государство на рынке ценных бумаг выступает в следующих качествах:
- инвестора;
- эмитента;
- профессионального участника;
- регулятора;
- верховного арбитража в спорах между участниками рынка.
Инвестиционная деятельность государства — это поддержка субъектов предпринимательской деятельности путем прямых государственных инвестиций в их уставные капиталы, деятельность по управлению пакетами акций, находящимися в государственной собственности, использование акций, находящихся в государственной собственности, и производных от них инструментов для развития и активизации национального фондового рынка.
Инвестиционная деятельность государства предполагает тесное взаимодействие органа по регулированию рынка ценных бумаг с другими государственными органами, на которые возложены функции по проведению экономической, финансовой, фискальной политики, а также функции по управлению имуществом, находящимся в государственной собственности.
Выпуск (эмиссия) государственных ценных бумаг является не менее важным видом деятельности государства на рынке ценных бумаг.
Рынок государственных ценных бумаг является базовым сектором финансовой системы любого развитого государства и позволяет решать такие важные макроэкономические задачи, как финансирование перспективных государственных инвестиционных проектов, текущих бюджетных нужд; поддержание ликвидности банковской системы в рамках реализации задач денежно-кредитной политики; предоставление банковской системе инструментов управления собственной ликвидностью. Государственные ценные бумаги — форма существования государственного внутреннего и внешнего долга.
Выпуск в обращение государственных ценных бумаг может использоваться и для регулирования экономической активности: денежной массы в обращении, воздействие на цены и инфляцию, на расходы и направления инвестирования, экономический рост, платежный баланс и т. д.
Государственное регулирование рынка ценных бумаг — многоуровневый процесс воздействия на деятельность всех участников рынка ценных бумаг в соответствии с избранными государством целями и принципами. Создаваемая государством система регулирования рынка ценных бумаг является главным инструментом государственной политики в этой сфере.
Вообще система управления рынком ценных бумаг основана на использовании государственных и негосударственных (общественных) методов регулирования. В мировой практике различают следующие модели регулирования рынка ценных бумаг:
– Регулирование фондового рынка является преимущественной функцией государственных органов. Лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил государство передает объединениям профессиональных участников рынка ценных бумаг. Такая система существует во Франции.
– При сохранении за государством основных контрольных позиций максимально возможный объем полномочий передается саморегулируемым организациям (объединениям профессиональных участников рынка ценных бумаг), значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а установившиеся традиции, система согласований и переговоров. Эта система сложилась в Великобритании.
Государственное регулирование рынка ценных бумаг включает в себя:
– разработку и реализацию специальных нормативно-правовых актов; – разработку стандартов — набора обязательных требований к участникам рынка, финансовым инструментам и т.п.; – регламентацию основных процедур и государственный контроль за соблюдением действующего законодательства со стороны участников рынка.
Задачами государственного регулирования являются:
– реализация государственной политики развития рынка ценных бумаг; – обеспечение безопасности рынка ценных бумаг для профессиональных участников и клиентов; – создание открытой системы информации о рынке ценных бумаг и контроль за обязательным раскрытием информации участниками рынка.
Структура государственных органов, регулирующих фондовый рынок, зависит от принятой модели рынка и степени централизации управления страной и автономии регионов. В странах с федеративным устройством часть полномочий государства на рынке ценных бумаг передана территориям. Общей тенденцией является создание самостоятельных ведомств (комиссий) по ценным бумагам, регулирующих фондовые рынки.
Российский фондовый рынок имеет смешанную модель управления, так как в качестве регулирующих инстанций выступают Центральный банк РФ и небанковские государственные органы во главе с ФСФР России, с одной стороны, и саморегулируемые ассоциации профессиональных участников рынка ценных бумаг (ПАРТАД, НАУФОР, НФА), с другой стороны.
Cмешанная, полицентрическая модель фондового рынка, на котором одновременно и с равными правами присутствуют коммерческие банки, фондовые биржи и другие финансовые институты сложилась в России стихийно. Эта модель отличается от американской, где существуют серьезные ограничения по операциям с ценными бумагами (в частности, для коммерческих банков).
Опыт стран с развитым рынком ценных бумаг показывает, что государство должно осуществлять следующие функции:
- разработка концепции развития рынка, осуществление программы ее реализации, разработка соответствующих законодательных актов; – концентрация ресурсов (государственных и частных) в первую очередь для развития инфраструктуры рынка;
- контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка (контроль за входом на рынок, регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов);
- установление норм функционирования рынка, контроль за их соблюдением, применение санкций за нарушение правовых норм;
- создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг и обеспечение ее открытости для инвесторов;
- создание системы защиты инвесторов от потерь (в том числе государственные или смешанные схемы страхования инвестиций);
- предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (денежно-кредитного, валютного, налогового); – регулирование рынка государственных ценных бумаг, направленное на ограничение размера инвестиционных ресурсов, отвлекаемых на покрытие непроизводительных расходов государства; – разработка и регистрация общих правил функционирования рынка ценных бумаг;
- арбитраж в спорах о выполнении зарегистрированных правил и обязательств участниками рынка ценных бумаг; – налогообложение.
- На первичном рынке государственное регулирование сосредоточено на поддержании единого порядка выпуска (эмиссии) ценных бумаг в обращение посредством государственной регистрации проспектов эмиссии и путем аттестации, лицензирования деятельности профессиональных участников рынка.
На вторичном рынке государственный контроль осуществляется посредством лицензирования деятельности профессиональных участников рынка и путем выдачи квалификационных аттестатов, дающих право на совершение определенных видов деятельности на рынке ценных бумаг, а также надзора за соблюдением антимонопольного законодательства. Особое место в регулировании развития рынка ценных бумаг занимает налогообложение операций (сделок) с ценными бумагами.
Выделяют следующие методы регулирования рынка ценных бумаг:
- регистрация выпусков ценных бумаг, проспектов эмиссии; – лицензирование деятельности профессиональных участников рынка; – аттестация специалистов инвестиционных институтов; – страхование инвесторов; – аудиторский и рейтинговый контроль за финансовым состоянием эмитентов; – надзор и контроль за проведением фондовых операций; регистрация и надзор за деятельностью обменных и клиринговых корпораций;
- –раскрытие и публикация информации в соответствии с действующим законодательством.[7]
- В современной России в роли главного регулирующего и контролирующего органа на рынке ценных бумаг выступает Федеральная служба по финансовым рынкам России (ФСФР). ФСФР России создана в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и действует на основании постановления Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2004 г. № 206 «Вопросы Федеральной службы по финансовым рынкам», Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 317, и находится в ведении Правительства Российской Федерации.
В соответствии с нормативными правовыми актами ФСФР является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений и деятельности бирж и находится в ведении Правительства Российской Федерации.
ФСФР руководствуется в своей деятельности Конституцией Россий-ской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о ФСФР.[5]
Осуществляет свою деятельность ФСФР непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Основные полномочия ФСФР
- 1. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам сферы деятельности Службы, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Службы;
- 2. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты:
- – по утверждению стандартов эмиссии ценных бумаг, проспектов цен-ных бумаг эмитентов, по утверждению единых требований к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами; – по утверждению обязательных требований к порядку ведения реестра владельцев именных ценных бумаг; – по утверждению обязательных для профессиональных участников рынка ценных бумаг (за исключением кредитных организаций) нормативов достаточности собственных средств и иных требований, направленных на снижение рисков профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг; – по утверждению норм допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности; – по определению порядка допуска к первичному размещению и обращению вне территории Российской Федерации ценных бумаг, выпущенных эмитентами, зарегистрированными в Российской Федерации; – по утверждению требований к структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов; – по утверждению порядка регистрации правил негосударственных пенсионных фондов и изменений в них, стандартов раскрытия информации и форм отчетности негосударственных пенсионных фондов;
- 3. на основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Служба осуществляет следующие полномочия по контролю и надзору в установленной сфере деятельности:
- – регистрирует выпуски (дополнительные выпуски) эмиссионных ценных бумаг, отчеты об итогах выпуска ценных бумаг, проспекты ценных бумаг (за исключением государственных и муниципальных ценных бумаг), правила доверительного управления паевыми инвестиционными фондами, правила доверительного управления ипотечным покрытием, правила негосударственных пенсионных фондов, документы профессиональных участников рынка ценных бумаг; – осуществляет уведомительную регистрацию негосударственных пен-сионных фондов, подавших заявление об осуществлении деятельности по обязательному негосударственному пенсионному страхованию в качестве страховщика; – осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, лицензирование других видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы, принимает решение о приостановлении действия или об аннулировании соответствующих лицензий; – осуществляет аккредитацию организаций, осуществляющих аттестацию граждан в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, в сфере деятельности акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний и специализированных депозитариев, и принимает решение об отзыве аккредитации; – контролирует порядок проведения операций с денежными средствами или иным имуществом, совершаемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем; – приостанавливает эмиссию ценных бумаг; – проводит проверки эмитентов, акционерных инвестиционных фондов, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний, их саморегулируемых организаций, специализированных депозитариев, деятельности жилищных накопительных кооперативов, проводит контрольно-ревизионные мероприятия в отношении бюро кредитных историй;
- выдает предписания эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондам, управляющим компаниям, специализированным депозитариям, и др.;
- запрещает или ограничивает на срок до шести месяцев проведение профессиональным участником отдельных операций на рынке ценных бумаг, назначает временную администрацию и принимает решение о прекращении деятельности временной администрации в случаях, предусмотренных федеральными законами;
- едет реестр аттестованных лиц, аннулирует квалификационные аттестаты физических лиц в случае неоднократного или грубого нарушения аттестованными лицами требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.
Соотношение государственного контроля над деятельностью участников фондового рынка и контроля со стороны саморегулируемых организаций определяется общими направлениями государственной политики на рынке ценных бумаг и особенностями государственного режима.
Поскольку ключевую роль в регулировании отношений на фондовом рынке в России играет государство, то приоритетными задачами государства для успешного развития рынка ценных бумаг в современных условиях являются:
– совершенствование правового регулирования на финансовом рынке; – повышение его емкости и прозрачности; – обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры; – формирование благоприятного налогового климата для участников рынка; – снижение инфляционных процессов в экономике страны; – устранение пробелов в российском законодательстве, а также приведение нормативной базы в соответствие с международными стандартами.
Источник https://brobank.ru/kak-ustroena-fondovaya-birzha/
Источник https://gazprombank.investments/blog/education/stock-market-guide/
Источник https://s7reut.ru/investitsii/gosudarstvennoe-regulirovanie-rynka-tsennyh-bumag-chto-eto.html